Как определить характеристики электродвигателя без бирки?
Вопрос знатокам: вопрос как узнать на какое напряжение расчитан асинхроный электродвигатель если нет бирки, 220/380 или 380/660?
С уважением, Тимур Мамбетов
Лучшие ответы
Мне не приходилось сталкиваться с такой проблемой. Поэтому могу высказать только предположения.
1
Все двигатели 380/660 которые мне попадались были взрывозащищенными. Я думаю это потому что насколько я знаю основная область применения сетей 660 вольт — это шахты. То есть если мотор не взрывозащищенного испольнения, то по-моему вряд ли он будет на 380/660 вольт.
2
По установочным размерам, диаметру вала, оборотам и внешнему виду определяем тип мотора. Затем находим в справочнике его характеристики. Если справочник очень подробный, то там могут быть и данные его обмотки. Если данные только общие, то по крайней мере из них можно узнать номинальный ток.
Затем если есть подробные данные, то замеряем обмотки и определяем номинальное напряжение.
Если известен только номинальный ток, то включаем на звезду и меряем ток холостого хода. Если ток хх обычный для подобных моторов, то значит он 220/380 вольт. Если подозрительно мал, то включаем на треугольник кратковременно и меряем ток, если он и на треугольнике меньше номинального, то наверняка 380/660, а если заметно больше, то значит все таки 220/380.
Я предполагаю, что кратковременное включение мотора 220/380 на треугольник в сеть 380 вольт скорее всего не приведет к мгновенному его сгоранию, но по возможности постарался бы не делать этого опыта. Может там где-нибудь изоляция на грани виткового.
PS
Еще вариант.
Если есть подобные моторы, то можно померять их и сравнить с неизвестным.
220/380 или 380/660 Я вообще таких бирок не видел. Где встречается 660? Это в какой стране такой гост?
Это одинаковые двигатели
наверное имил в виду 127/220 или220/380?
Наверно по толщине провода обмотки отличить можно, но это надо опыт иметь.. . хотя тоже не факт…
По сопротивлению обмоток и сечению обмоточного провода (грубо, примерно)
По высоте центра вала, по габаритам, по диаметру вала, по посадочным размерам, по материалу и исполнению корпуса, сравнивая с каталожными данными. Потом запустить на «звезде»попробовать под нагрузкой
Концы обмоток асинхронного двигателя… переменного тока…. обозначаются как А\В\С…. А1\В1\С1….и все зависит от схемы соединения НАЧАЛ и КОНЦов обмоток…. и для схемы «ТРЕУГОЛЬник на 220 В»-соединяют АС1\А1В\СВ1….со схемой «ЗВЕЗДА на 380 В»=все проще…. ФАЗы подают на А\В\С…. и общий «НУЛЬ»-на соединенные вместе А1\В1/С1….
НИЧЕГО НЕ ПЕРЕПУТАЛ
В РОССИИ ПРИМЕНЯЮТ СЕТИ 660В в шахтах
начни эксперимент с наименьшего попробуй в звезду на 380 включить если устроит ток и будет крутить нагрузку пусть работает ( хотя смотря для чего будет использоваться)
Если бирки нет, то не разбирая двигатель .узнать рабочее напряжение проблематично. Двигатели 380/660 встречаются. В конце 80-х годов были планы перевести на новый стандарт питание промышленности. Да же были попытки сделать шестифазную сеть, Потому и начали выпускать такие двигатели, Я встречал их вПГУ-пеногенераторной установке.
Мужики работаю механиком на шахте, движки мотаем на РМЗ, выводят три конца, всё ясно или звезда или треугольник, остаётся только запускать ток покажет как и что
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
прицепи его к счетчику и пусть он помотает часок — сколько киловатт за час «сожрет» такая мощность.
Зовёшь знакомого электрика с клещами, он замеряет сколько идёт нагрузка в цепи…. по формуле все высчитывает…. итог мощность электродвигателя….
если ес ть опыт, то по размеры движка.
если движек рабочий, то подключить и замерить ток одной фазы и считаем мощность =1,73*0,4*ток*cos фи (0,8-0,9)
после чего можно заглянуть в справочник и найти ближайшую мощность
380 умножить на ток который он потребляет получаем мощность +/- 10%
По сечению магнитопровода и длине его. Формула есть у Кузнецова в книге Асинхронные двигатели
Разбираться с электрооборудованием, не имея, как минимум, Вольтметра и Омметра, трудно. Так же, как забивать гвозди, не имея молотка. Но попробуем.
Можно ли узнать, откуда взялся двигатель? Тогда можно найти описание этого оборудования и, соответственно, параметры двигателя.
Наверное, нельзя. Попробуем по-другому.
На что похож этот двигатель? Он промышленного исполнения (закрытый со всех сторон, клеммная коробка тоже закрытая, есть лапы и/или фланец) ? Есть уверенность, что он на рабочее напряжение 220В, 50 Гц? Тогда его мощность можно оценить по его габаритам (для наиболее распространенных оборотов — 1500 об\мин (условно)) . Диаметр корпуса ок. 100 мм — 250 -370 Вт, 150 мм — 550-750 Вт, 200 мм — 1,5 — 2,2 кВт.
Если мы уверены, что он асинхронный однофазный с конденсаторной обмоткой — можно попробовать запустить. Емкость конденсатора — 5-8 мкФ, напряжение не меньше 400В.
Обмотку большего сечения — непосредственно в сеть, меньшего сечения — через конденсатор в ту же сеть.
Если угадали с обмотками, напряжением, емкостью конденсатора — будет вращаться без громких звуков, нагрев за 10 мин — незначительный. Если нет — экспериментируем дальше.
Когда добьемся тихой стабильной работы, можно оценить обороты на слух. Гул частотой 50 Гц — 3000 об/мин, рокот частотой 25 Гц — 1500, очень низкий рокот частотой 17 Гц — 1000.
Направление вращения асинхронных двигателей меняется переключением концов обмотки меньшего сечения.
Коротко так. Всего не расскажешь.
От рабочей провод толще, от пусковой тоньше.
Как вариант (чтобы не спалить движок) попробуй запустить его при напряжении, заведомо более низком, чем его рабочее (например через ЛАТР) . А потом уже можно повышать питающее наряжение.
А лучше всего фотку его выложи, вдруг такой ещё кто-то видел…
P=U / I,это чтобы посчитать мощность. тип обмотки- тоже по току: в рабочей он меньше. подключи их по очереди и измеряй. направление вращения изменить нельзя, скорость- только ТАХОМЕТРОМ
Обороты двигателя можно определить по шагу и количеству катушек провода, если шаг большой и две, например, катушки, то это 3-х тысячник (однофазник) . 1,5-тысячник имеет 4 катушки.
Если нет тестера, то рабочую и пусковую, можно определить, заглянув на катушки статора, если провод выходит с более толстого сечения провода катушки, то это будет рабочая обмотка. Если выводы выходят с более тонкого сечения провода катушки, то это будет пусковая обмотка. Где соединены 2 провода вместе, рабочая+ пусковая, это будет общий провод, он пойдёт по схеме на 220v.
Чтобы поменять вращение эл. двигателя, надо выводы пусковой обмотки, поменять местами между собой.