Сколько витков резьбы должно выступать из под гайки гост?
Вопрос знатокам: Помню учили 2-3 нитки.
Возник спор на работе. Может есть какой-то нормативный документ, где это четко сказано? Подскажите на что ссылаться. Логические доводы не помогают
С уважением, Денис Астанин
Лучшие ответы
Эту информацию для металлических конструкций можно посмотреть:
СНиП III-18-75
Металлические конструкции
«1.124. Головки и гайки болтов, в том числе анкерных, должны плотно соприкасаться с плоскостями элементов конструкций и шайб. Под головки и гайки постоянных болтов должны обязательно ставиться круглые шайбы по ГОСТ 11371-68*, не более двух под гайку и одной под головку. В местах примыкания головки или гайки к наклонным плоскостям ставятся косые шайбы по ГОСТ 10906-66**. При этом резьба болта должна находиться вне отверстия соединяемых элементов, а гладкая часть стержня не должна выступать из шайбы.
В каждом болте со стороны гайки должно оставаться не менее одной нитки резьбы с полным профилем. «
Лишние, выступающие витки не влияют на надежность, прочность соединения.
Если не влияют, то откуда могут взяться нормативы по несуществующему явлению?
Неотворачиваемость (надежность) обеспечивается гроверами, пр. шайбами, клеевыми составами.. .
Витки»не в контакте» на прочность не влияют.
Все, что «торчит» ведет к перерасходу материальных ценностей!
Может тогда поискать номы расхода материалов?
СНиП III-18-75
Металлические конструкции
Монтажные соединения на болтах грубой, нормальной и повышенной точности
В каждом болте со стороны гайки должно оставаться не менее одной нитки резьбы с полным профилем.
ОСТ 26.260.758-2003 Конструкции металлические:
«6.4.13 При сборке элементов металлоконструкций на болтовых соединениях должны выполняться следующие требования:
— гайки и головки болтов должны плотно соприкасаться с плоскостями элементов конструкций и шайб без перекосов. Под гайки и головки постоянных болтов должны обязательно ставиться круглые шайбы по ГОСТ 11371, но не более двух под гайку;
— на наклонные плоскости (швеллеры и др.) должны ставиться косые шайбы по ГОСТ 10906 или специальные планки;
— длина болтов должна обеспечивать превышение резьбовой части над гайкой не менее 1,5 шага резьбы;
— гайки или головки болтов должны располагаться с одной стороны соединения.»
все указанные выше документы относятся к определенным направлениям, СНиП к строительному, ОСТ к нефтегазовому, а допустим к металлоконструкциям автомобилестроения или электрооборудования есть что, или завинчивай как хочешь сам и на сколько сил хватит или не хватит?
Тоже не могу найти стандарт машиностроения, в котором прописывалось бы конкретное значение длины выступающей части шпильки или болта за завинченную гайку. значения находил разные в пределах 0,25-0,5 номинального диаметра резьбы. В справочниках конструктора встречаются значения менее 0,25диаметра, особенно на резьбах с мелким шагом. Например мне нужна была резьба М16*1,5 ; если считать по минимуму получается 4 миллиметра, в справочнике конструктора нашёл не менее 2 миллиметров для этой резьбы.
Владимир, подскажите пожалуйста, а в какой справочной литературе вы находили значения 0,25-0,5? тоже столкнулся с этой проблемой — не могу найти источников на что можно сослаться.
ПБ 03-108-96
…
6.2.13. При сборке фланцевых соединений необходимо выполнить следующие требования:
высота выступающих над гайками концов болтов и шпилек должна быть не менее 1 и не более 3 шагов резьбы;
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
да ну, кто их считает?
Из практики: длина болта — ширина гайки — толщина фланцев — толщина прокладки = (длина болта/шаг резьбы) = кол-во витков.
А, если серьезно, количество витков, которое ДОЛЖНО выступать, нигде не оговорено. Ни в одном ГОСТе.
не ограничено, исходя из разумных соображений, ведь иногда приходиться стягивать довольно далеко отстоящие фланцы
Исходя из опыта практической работы-ставите любые подходящие болты, а при необходимости срезаете лишнюю длину болгаркой.
В машиностроении считается достаточным два витка после гайки, все остальное перерасход материала и как следствие повышение цены и веса изделия. Да и вид эстетичнее когда болт не торчит, но дело не только в красоте, когда будете их когдато раскручивать то приложеные усилия будут обратно пропорциональны длине ржавого болта.
на практике если нужно не просто скрутить фланцы на и стянуть их на растоянии ( иначе как обяснить надобность в большой длине) вставте два длинных болта стяните фланцы, вкрутьте остальные покороче, и потом замените длинные.
Болты и шпильки должны выступать за гайку минимум на два витка резьбы.
On-Line расчёт резьбового соединения
А также справочники
Резьбовое соединение «шпилька-гайка»
Распределение нагрузки по виткам резьбы шпильки в соединении «шпилька-гайка».
Анализ полученных результатов показывает, что основная нагрузка в соединении «шпилька-гайка» приходится на первый рабочий виток зацепления резьбы шпильки и гайки и составляет примерно 15% от общей величины нагрузки. Нагрузка, приходящаяся на второй рабочий виток, в 1,7 раза меньше, чем нагрузка на первый виток.
Резьбовое соединение «шпилька-фланец»
Распределение нагрузки по виткам резьбы шпильки в соединении «шпилька-фланец».
В соединении «шпилька-фланец» основная нагрузка также приходится на первый рабочий виток зацепления резьбы шпильки и фланца и составляет около 10 % от общей величины нагрузки. Нагрузка, приходящаяся на второй рабочий виток, в 1,5 раза меньше, чем нагрузка на первый виток.
Источник
На гайке как правило-2-3 витка-от этого и расчёт. Можешь в расчёт взять всю резьбу в отверстии-получиться более точный.
Вообще почти все болты работают на срез, и гайка им нужна только чтобы остаться в проектном положении. Если речь идет именно о болтах, то на растяжение работают только высокопрочные болты типа «Селект». У них очень суровые допуски и я думаю работает >80% резьбы, раз затягивают их специальным тарировочным ключем
Увеличивай сколько надо, а если сто, ну сорвет резьбу, ставь новый болт, а то блин, придумали тут всякие расчеты — умники понимаешь.
Точность тут не при чём. При осевой нагрузке на резьбовое соединение вал и отверстие деформируются вдоль своей оси таким образом, что всё равно число витков резьбы под нагрузкой остаётся почти одинаковым.
Уменьши шаг резьбы, она станет надежней. Еще надежность зависит от формы сечения. Трапецеидальная (и прямоугольная) надежней. Только они редко применяются.
Все это правильно и красиво, но слишком академично.
Нормальные конструкторы на этом не заморачиваются — 2-3 витка в расчетах учитывать или больше. Есть такие руководящие документы, как «Нормы прочности» для различных изделий по отраслям и условиям внешних воздействий. И там коэффициенты запаса даются. Расчеты еще должны учитывать специфику конструкции — на нераскрытие стыка считать или на срез и т. д.
На практике смотришь допустимую нагрузку на болт или шпильку с учетом к-та запаса и выбираешь. Но этого часто недостаточно бывает. Например, по нагрузке М4 проходит, а в условиях эксплуатации удобнее М 10 установить, чтобы потом на морозе накидной ключ удобнее держать было.
правда и наоборот бывает- в условиях ограниченности веса и габаритов.
Но лучше «перезаложиться» и побольше к-т запаса дать. Уверяю…
Вообще то витки работают на сдвиг. Большое количество витков это степень статической неопределенности. Сущность в том, что при выходе из строя витков, которые воспринимают нагрузку, в работу включаются следующие.